Микаэл Таривердиев и Людмила Максакова встретились, когда их творческие карьеры находились на пике. Роман продлился три года, пока его не оборвал трагический случай, закончившийся уголовным делом.

Отношения актрисы и композитора развивались в 1960-е годы, и, судя по воспоминаниям, Таривердиев был отчаянно влюблен в Максакову. Конец их роману положил следующий случай. После шумного праздника в гостинице «Националь» Максакова и Таривердиев возвращались домой на машине (по одной из версий — возвращались не одни, а в компании друзей). Максакова была за рулём. Внезапно на дорогу, прямо под колеса, выскочил 16-летний парень, спешивший на свидание (по другой версии — пьяный человек). Пешеход погиб на месте. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулем был он. Композитора осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже около двух лет, после суда его освободили по амнистии. Отношения с Людмилой Максаковой на этом закончились.

Это был период, когда слава композитора приближалась к зениту: уже состоялся дебют в Большом зале Московской консерватории, где романсы на его музыку пела Зара Долуханова; Таривердиев дебютировал в кино в картине «Юность наших отцов»; уже были написаны «Мимолетности» для фортепиано, вокальные циклы на стихи Аветика Исаакяна и Шекспира.

Выше мы описали одну из версий истории. Актриса Людмила Максакова не так давно представила свое изложение событий: за рулем был Таривердиев, его «Волга» неслась по улице Горького (Тверской) на большой скорости, и он даже не сразу вернулся на место аварии, когда сбил человека.

Микаэл Таривердиев | moiarussia.ru

Микаэла Леоновича уже двадцать лет нет с нами, а этот трагический случай все продолжает волновать. Почему? Возможно, в нем была причина преждевременной смерти композитора, прожившего 64 года? Или все дело в прерванной любви двух талантливых людей? А может быть, причина в том, что невозможно представить тонкого, интеллигентного, лиричного Микаэла Таривердиева в тюрьме, где он пробыл, к счастью, не так много.

Вдова композитора Вера Гориславовна Таривердиева (их брак длился 13 лет, она возглавляет благотворительный фонд творческого наследия памяти своего мужа) вспоминала, что самым страшным для него было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой.

История с аварией стала основой для сценария фильма «Вокзал для двоих» (1982). Таривердиев был на премьере, не подозревая, что сюжет Рязанов взял из его жизни. Только в отличие от Максаковой, официантка привокзального ресторана Вера Нефедова, сыгранная Людмилой Гурченко, не бросает пианиста Платона Рябинина (Олег Басилашвили), а едет к нему в Сибирь в исправительно-трудовую колонию. А сама история его приговора и заключения повторяет то, что произошло в жизни.

История Максаковой и Таривердиева легла в основу фильма «Вокзал для двоих» | 1tv.com

История Максаковой и Таривердиева легла в основу фильма «Вокзал для двоих»

Как вспоминают близкие Таривердиева, его человеческое обаяние притягивало многих людей, он очень нравился женщинам, но был совершенно не богемным человеком. Своего ближайшего друга Рудольфа Мовсисяна он считал братом, а Миру Салганик — сестрой, и родственников выбирал по принципу духовной близости. Его «ближний круг» составляли, как он их назвал, «растиньяки 60-х» — Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Зара Долуханова, Василий Аксенов и Эльдар Рязанов.

А с женой Верой он познакомился уже после этих событий. Она пришла по заданию редакции газеты «Советская культура» — ей поручили написать статью о знаменитости. Встреча закончилась свадьбой.

P.S. Премьера «17 мгновений весны» состоялась в сентябре 1973 года. Фильм имел оглушительный успех. Притягивает нас к этому фильму не только его остросюжетность. Музыка Таривердиева обостряет всю нашу русскую тоску и нежность. Кадры, где Штирлиц встречается с женой (ее сыграла актриса Вахтанговского театра Элеонора Шашкова) сегодня прочитываются так, как будто на образ разведчика наложил свой отпечаток и образ Таривердиева, проводившего годы под следствием. Встреча двух разъединенных миров — наверное, если бы это произошло с героями нашего рассказа, Людмила Васильевна Максакова могла бы тоже спрятать свои мысли и чувства в фигуры умолчания.

ARMMUSEUM.RU: