Армянская миниатюра

Надо сказать, что большинство армянских рукописных книг было разграблено и уничтожено. Чудом же уцелевшие образцы рукописных сокровищ бережно хранятся. Самое большое собрание рукописей находится в хранилище древних рукописей Матенадаране. Из сохранившихся 25 тысяч рукописей около 10 тысяч являются иллюстрированными, из которых 5-7 тысяч полноценными миниатюрами. Чаще всего иллюстрировались Евангелия, реже – Библия, Шараканы (сборники гимнов) и Чашоцы (сборники лекций). Рукописи издавались в скрипториях церквей — «грчатунах».

Самые ранние иллюстрированные Евангелия датируются V веком. Эти иллюстрированные рукописи были созданы еще при первом переводе Евангелия на армянский язык.

Это 4 уникальные миниатюры, приклеенные к «Эчмиадзинскому Евангелию» 989 года, Являющиеся ценными образцами раннего христианского изобразительного искусства. Они были созданы в монастыре Нораванк провинции Сюник.

Слева-«Евангелие царицы Млке», IX век Справа-«Эчмиадзинскоe Евангелиe», 989 год
Слева-«Евангелие царицы Млке», IX век Справа-«Эчмиадзинскоe Евангелиe», 989 год

Материалом рукописей раннего периода служил пергамент — кожа животного, обработанная особым способом. Позднее появилась бумага, изготовленная без древесной массы, что делало ее удивительно качественной.

Вот средневековый способ приготовления пергамента:

«Возьми шкуру козленка домашнего или дикого, дикого барана, жеребенка, зайца, косули, теленка. Возьми известь, хорошо просей и налей на нее воды. Если шкура тонкая, ты его (раствор) сделай жидким; если толстая — сделай густым. Когда он поспеет, сними волос, промой чисто и налей свежей известковой воды; когда станет плотным, растяни- она растянется; возьми промой и растяни веревкой на станке.

Аварайрская битва, миниатюра XV века
Аварайрская битва, миниатюра XV века

Возьми нож и соскобли мясную сторону, пока кончится все мясо и это будет хорошая сторона. Сними воду и выставь на солнце, чтобы просохло, а затем сторону волос соскобли сухим. Накрахмаль пергамент яичным белком. И белое льняное семя держи три дня в воде, пока не сделается густым как мед, и (этим) накрахмаль (сторону) мяса и соскобли ножом».

Слева-Госпел 1470 Закаре Справа-Манускрипт, 1287 год
Слева-Госпел 1470 Закаре Справа-Манускрипт, 1287 год

Армянский пергамент был тонким, мягким и светлым, полировался с двух сторон и хорошо удерживал краску. Встречается также и «бархатистый» пергамент с очень мелкими «порами». Сам процесс создания армянской средневековой рукописи был трудоемким и кропотливым.

Слева-Григор Нарекаци, 1173 год Справа-Давид Анахт, рукопись 1280 года
Слева-Григор Нарекаци, 1173 год Справа-Давид Анахт, рукопись 1280 года

Над рукописями трудились переписчики, иллюстраторы, позолотчики, переплетчики и ювелиры. Краски и чернила изготавливались самими мастерами и наносились с помощью гусиных перьев и тростниковых палочек, наподобие «самопишущей» ручки.

Слева-Евангелие, 1232 год Срава-Евангелие_Мугни
Слева-Евангелие, 1232 год Срава-Евангелие_Мугни

В одной из рукописей говорится о том, что «дьякон Ованнес написал 900 букв, один раз набрав чернила». Рукописи веками хранились в сырых помещениях монастырей, бывали спрятаны в неожиданных местах, и несмотря на это сохранили всю яркость красок.

Слева-Манускрипт, XIV век Справа-Миниатюра Акопа Джугаеци, 1610 год
Слева-Манускрипт, XIV век Справа-Миниатюра Акопа Джугаеци, 1610 год

Вот некоторые секреты приготовления красок:

«О растирании позолоты. Возьми хорошей позолоты сколько захочешь и возьми хороший жидкий мед или белый клей или густой раствор камеди, налей в большую фарфоровую посуду позолоту покрой по поверхности, хорошо размешай пальцем, чтобы соединились в виде порошка и потом налей воду и оставь, медовую воду снова процеди и если с ним отошло( собери). Возьми затем высуши и употреби тонкой кистью как принято».

Слева-Миниатюра из Евангелия принца Васака, 1232 год Справа-Миниатюра Казара Бабердци, 1619 год
Слева-Миниатюра из Евангелия принца Васака, 1232 год Справа-Миниатюра Казара Бабердци, 1619 год

«Возьми десять драм (3,2 грамма) чистого олова и полтора драма меди и ртути также полтора драма. Расплавь их в отдельности и налей это на медь и будет серебро». В раскрашивании армянских миниатюр широко использовалась красная краска «кармин» ( Вордан Кармир), которая добывалась из араратской кошенили (насекомые) и прекрасно сохраняла свой первоначально яркий насыщенный пурпурный цвет.

Самка армянской кошенили
Самка армянской кошенили

Думаю, будет лишним напомнить, что все краски были исключительно натуральными. Пергамент сшивался в «тетради», одевался в деревянные пластины, которые обтягивались кожей или тканью-бархатом. Затем книга помещалась в оклад из слоновой кости, серебра и золота. Сами книги хранились в кожных или матерчатых чехлах.

Слева-Миниатюра Саргиса Пицака, 1331 год Справа-Миниатюра Тороса Рослина, 1262 год
Слева-Миниатюра Саргиса Пицака, 1331 год Справа-Миниатюра Тороса Рослина, 1262 год

Оклады богато инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями, самоцветами, цветным стеклом, украшались филигранью и чеканкой. Нужно сказать, что в армянской миниатюре выделяют несколько школ: Гладзорскую, Татевскую, Арцах- Утикскую, Васпураканскую, Киликийскую, Крымскую. Каждая их этих школ имела своих выдающихся миниатюристов.

Слева-Миниатюра Тороса Рослина, 1266 год Справа-Портрет Григора Татеваци, 1449 год
Слева-Миниатюра Тороса Рослина, 1266 год Справа-Портрет Григора Татеваци, 1449 год

Наибольшего расцвета армянская миниатюра и книжное искусство XIII века достигают в Киликии. Одним из выдающихся представителей Киликийской школы являлся Торос Рослин. В хранилище древних рукописей Матенадаране хранятся два Евангелия, украшенных его рукой.

Торос Рослин - Слева Вознесение Христа, справа Евангелист Марк
Торос Рослин — Слева Вознесение Христа, справа Евангелист Марк